Предназначение термостата
В автомобиле отвод тепла от двигателя происходит благодаря потоку антифриза. Этот реагент должен обеспечить нужные параметры работы. Термостат — регулирует циркуляцию охлаждающей жидкости. Для его изготовления применяют медь и латунь.
Похожие агрегаты используются в технике очень широко. Если термостата в автомобиле нет, или он действует неправильно, комфорта в салоне зимой не будет. Нагреватель почти все время примется гонять холодный воздух.
Но главная польза отнюдь не связана с обогревом салона. Инженеры предусмотрели такой модуль, чтобы:
-
рабочая смесь сгорала как можно полноценнее;
-
уменьшалась токсичность выхлопных газов;
-
ресурс силовой установки авто увеличивался.
Где конкретно расположен термостат в автомобиле, зависит от многих факторов. Влияют:
-
модель мотора;
-
размещение ДВС под капотом;
-
конструктивные нюансы охладительного контура.
Многие инженеры предпочитают ставить устройство там, где выходит антифриз из блока цилиндров. Но оно может быть поставлено и вблизи помпы. Иногда один термостат контролирует температуру ГБЦ, а другой — нагрев самих цилиндров.
Устройство и принцип работы
Внешняя оболочка устройства изготавливается из крепкой стали. Внутри нее скрыты:
-
резервуар с веществом, реагирующим на изменение температуры;
-
шток;
-
клапан, соединенный с пружиной.
Чувствительный наполнитель может быть сделан на основе воска. Альтернативное решение — церезин, к которому добавляют графит, а также порошок алюминия или меди. Металлические добавки увеличивают теплопроводность смеси. При определенной температуре, обычно более 80 градусов, реагент плавится.
Когда он расширяется, давит на шток. Постепенно это давление превосходит сопротивление пружины. Как только она отжата в определенное положение, открывается проход для жидкости. Циркулируя свободно, антифриз уносит тепло. При понижении температуры шток отходит назад, отверстие перекрывается.
Патрубок обеспечивает поступление остывшей жидкости. Два других патрубка отвечают, соответственно, за перепуск потока и за его подачу к помпе. Холодный запуск подразумевает равенство температуры антифриза и уличного воздуха. Даже в самую жаркую погоду она меньше нормы, и термостат приходит на помощь.
Основной клапан открывается частично. Поток направляется по малому кругу, через рубашку охлаждения мотора. Как только такого режима перестает хватать для удаления теплоты, клапан открывается на 100%. Антифриз проходит теперь только через радиатор напрямую. Реакция на изменения — почти моментальная.
В автомашинах, выпущенных в начале 2000-х годов, могут встречаться электромагнитные термостаты. Практика показала, что они не демонстрируют должной надежности, и проблемы связаны с электронными компонентами. Подобная техника встречается только изредка, и ее должны проверять мастера.
Стоит учесть и варьирование числа клапанов. Зарубежные автопроизводители отдают предпочтение одноклапанной системе. Малый контур в таких устройствах работает одновременно с большим. Российские автомобили обычно оснащаются двухклапанными термостатами.
Причины и признаки неисправности
Из описания работы устройства понятно, что критическим звеном будут клапан и канал для перемещения жидкости. Возникают сбои в основном по причине:
-
коррозии радиатора;
-
редкой замены охлаждающего агента;
-
некачественного состава антифриза.
Во всех трех случаях механизм процесса одинаковый: откладывание посторонних частиц на датчике температуры. Он постепенно будет показывать все менее точный результат. Наступает такой момент, когда нормальное управление термостатом невозможно. Однако проблемы изредка случаются и по иным причинам.
При механическом повреждении картина зависит от того, в какой момент клапан замрет. В полностью закрытом режиме мотор непрерывно перегревается, его работа дестабилизируется. При полном открытии выход на рабочую температуру жидкости занимает неимоверное количество времени. Если установились холода, завестись вовсе не выходит.
Самое коварное, однако, промежуточное состояние. Распознать его бывает непросто даже искушенным шоферам. Наконец, нельзя исключать и банальной утечки антифриза. «Лечится» это банальной сменой прокладки.
Как определить, работает термостат или нет
Прямое наблюдение за работой системы охлаждения обнаруживает сбои только при грубых нарушениях. В начальной стадии заметить что-либо не всегда возможно. Если есть подозрения, или просто возникла мысль о проверке, диагностику можно провести своими силами без демонтажа узла.
Мотор прогревают и внимательно следят, что происходит при этом в охладительном контуре. На первом этапе должен срабатывать только малый круг. Верхний патрубок непрерывно остается холодным. Как только двигатель достиг рабочей температуры, этот патрубок начинает прогреваться.
Изолированный модуль тоже можно проверять, подвергая его «варке». В кастрюле или ином сосуде термостат греют до температуры открытия (она указывается на корпусе). Если устройство среагирует штатно, значит, с ним все в полном порядке. Слишком медленное открытие или постоянная закрытость говорят о необходимости замены.
Температура открытия термостата
Она зависит от того, какой наполнитель используется. Классическая жидкостная система встречается все реже; по некоторым данным, такие автомобили не выпускают с 1983 года. Восковые и аналогичные им смеси позволяют раскрыть клапан между 80 и 90 градусами. Точный показатель определяется моделью.
Полное открытие канала на автомашинах ВАЗ происходит при 90 градусах. Но надо помнить, что даже на одну модель могут ставиться устройства с неодинаковыми характеристиками. Для районов умеренного климата выпускают блоки, рассчитанные на 82 или 88 градусов; также может быть 76,5 или 92 °C.
Разница связана с климатическими условиями эксплуатации автотранспорта. Так, в Африке, в заметной части Азии и Южной Америки клапан, открывающийся при 82 градусах, будет вреден.
Прохождение антифриза по малому кругу окажется кратковременным и неэффективным. В жарких местностях оптимален показатель 92°C. Это соображение учитывают даже наши заводы, выпуская к каждому двигателю 4 основных варианта комплектующих.
Можно ли ездить без термостата
Теоретически, такое вполне возможно. Но разумнее всего не поступать так в течение долгого времени. При плюсовых значениях температуры воздуха, скорее всего, негативных последствий почти не будет.
Летом можно заметить, впрочем, более долгий, чем обычно, выход на рабочий режим. Масло густеет, и смазывание трущихся поверхностей нарушается. Износ самых критических частей автомашины возрастает.
С приходом морозов поездки без термостата становятся практически невозможными. Даже если парковаться исключительно в теплых гаражах, проблемы на спусках и при сильном холодном ветре неминуемы. Детали, как и летом, ускоренно изнашиваются. Не исключены протечки сальников.
Топливо-воздушная смесь окажется чрезмерно обогащенной. Нагар на свечах в карбюраторном ДВС будет накапливаться быстрее нормы. Попадет он также на клапаны и поршни. Придется тратить больше горючего. Общий ресурс двигателя упадет ощутимо.
Если термостат есть, но он заклинил, и антифриз носится по малому кругу, мотор постоянно нагревается выше конструктивной нормы. Не исключено его общее заклинивание. Иногда ведет головку блока цилиндров.
Попытки восстановления испорченной детали едва ли приведут к успеху. Проще и безопаснее окажется ее сразу поменять. Если неполадка возникла по дороге, то ехать в автомагазин или сервис нужно, тщательно контролируя нагрев ДВС. Стоимость сменного узла очень скромная, особенно на фоне возможных убытков.