Обоснована необходимость замены шин в первую очередь безопасностью. Более подробно законодательные требования и актуальные особенности в рассматриваемом направлении, приведем в статье.
Отличия зимней резины от летней
Зимние и летние виды резины изготавливаются из разных материалов. Летом за основу в производстве берётся тугоплавкое покрытие, которое не расправляется во время езды. Это делается для того, чтобы при контакте резины с нагретым асфальтом не было негативных реакций в движении.
Использование летом зимней резины повышает вероятность ДТП из-за некорректной реакции материала и ухудшения реакции автомобиля на управление. Поэтому вполне реально получить соответствующее наказание, если сотрудники транспортной инспекции остановят вас на дороге и зафиксируют нарушение.
Аналогичный принцип работает и с летней резиной, используемой зимой. В мороз и гололёд покрышка будет перемерзать и трескаться на холодной трассе, что сделает ситуацию опасной для всех участников дорожного движения.
Основной критерий, характеризующий разницу между зимней и летней резиной, —протектор шин.На зимней резине рельеф покрышек будет более глубоким, и это поможет справиться с обледенением. Летом же по мокрой дороге такая шина перемещается плохо. Последствием халатности или банальной экономии может стать авария, а также получение взыскания за правонарушение.
Основные понятия
Также важно проанализировать основные понятия, которые касаются рассматриваемой темы.
Протектор. Это один из элементов шины, так называемый скат, который предохраняет внутреннюю полость от возможных повреждений, а также гарантирует качественное сцепление колёс с дорожным полотном.
Покрышка. Это и есть шина, которая представляет собой толстый резиновый чехол. Этот чехол как бы наносится на камеру и покрывает её, напрямую контактируя с самим дорожным покрытием.
Штраф. Финансовая санкция, которая назначается представителем контролирующей службы для материального взыскания за допущенное нарушение.
Предупреждение. В рассматриваемом контексте обозначается предупреждение за нарушение правил дорожного движения. Это указание представителя ГИБДД, основанное на допущенных водителем действиях противоправного характера. Предупреждение необходимо для того, чтобы предупредить водителя и предотвратить таким способом возникновение опасных ситуаций.
КоАП. Это кодекс, в котором собраны административные правонарушения и обозначена ответственность за допущение таковых.
Далее рассмотрим более подробно, за что именно водитель может понести ответственность, почему и в каком виде.
Чем опасна зимняя резина летом
Использование зимней резины, особенно той, которая предусматривает наличие мелких металлизированных шипов, запрещено. Этот запрет обоснован тем, что зимний материал в отсутствие гололёда и холодных условий повреждает дорожное покрытие.
Зимняя резина летом усложняет перемещение и управление автомобилем, что в том числе негативно сказывается на безопасности. При высокой температуре используемый в производстве покрышки материал выпрямляется, становится более мягким, деформируется. Это основная причина, почему применение таких шин запрещено летом. Сотрудник ГИБДД вправе оштрафовать нарушителя. Можно ли оспорить такое решение, подробно расскажем ниже в статье.
Сроки езды на зимней и летней резине
В техническом регламенте по использованию транспортных средств от 2011 года чётко указано, что нельзя использовать шины с шипами противоскольжения летом, а летними месяцами считаются июнь, июль и август.
Также в документе обозначено, что с декабря по февраль нельзя использовать авто категорий М1 и N1, если на них не установлены зимние шины. Все колёса должны быть покрыты соответствующими шинами.
Июнь, июль и август — в это время нельзя использовать шипованные шины (зимние).
В декабре, январе и феврале разрешается использовать только зимние шины (их структура может предусматривать наличие шипов, но также бывают и гладкие вариации). Важными критериями являются маркировка и рисунок, если речь идёт об управлении машиной из категории В (MS, M&S либо М+S).
Итак, летний набор, не предусматривающий обозначений M+S, необходим с марта по ноябрь. Маркировка резины M+S указывает на то, что такая резина предназначена для применения с сентября по май. Нешипованные шины возможно использовать весь год.
MS, M&S, М+S — виды маркировки, которые должны быть указаны на всесезонных шинах, чтобы их можно было использовать в зимнее время. Если на всесезонной резине таких маркировок нет, эксплуатация в холодное время года запрещена, а водитель получит штраф за нарушение.
На данный момент штрафная санкция не применяется для автовладельцев, которые используют автомобиль на зимних шинах в летнее время. Но если покрышки находятся в ненадлежащем виде, то есть не обеспечивают нормальное сцепление с асфальтным покрытием из-за стёртости, штраф накладывается.
Проще говоря, при нарушении ряда требований в сфере эксплуатации автотранспортных средств накладывается штраф. Все эти требования основаны на контроле технической безопасности автомобиля.
Главные условия:
-
глубина протектора для легковых авто должна составлять 1.6 мм;
-
для грузовых автомобилей этот показатель составляет 1 мм;
-
для автобусов показатель более высокий и достигает 2 мм;
-
для мототранспорта актуальной будет цифра 0.8 мм.
Зимние протекторы по остаточной глубине должны быть не меньше 4 мм. Внешне распознать обозначение резины можно по тому, что на ней изображено. Например, предусмотрена маркировка в виде треугольника, внутри которого нарисована снежинка. Логично, что такая шина предназначена для зимы, летом она использоваться не может.
Важными критериями становятся размер шин, рельеф, а также конструкция и, что особенно важно, сезонность. Сезонность должна быть одинаковой на всех колёсах — это либо летние шины, либо зимние, либо универсальные, с соблюдением всех правил, обозначенных в этой статье. Лучше покупать шины одной модели, но в осевых парах рисунок должен быть в любом случае одинаковым.
На одной оси нельзя использовать одну новую шину и одну восстановленную. Обе шины должны быть либо с шипами, либо без. Если сотрудник ГИБДД остановит водителя на дороге и увидит, что на одной оси шины новые, а на другой частично изношенные, то при таких условиях штрафа не будет.
Размеры штрафов
Рассмотрим отдельными подразделами, какие размеры штрафных санкций полагаются для водителей, допустивших нарушения. Уплатить штраф можно одним из множества способов, например, посетив любой банк и любое банковское отделение. Обратиться необходимо на кассу или подойти к терминалу. Также оплата принимается через небанковские терминалы, почту, системы электронных платежей.
Летняя резина зимой
В теории штрафная санкция может быть наложена в размере 500 рублей, но и её реально оспорить
За лысую шину
За лысую шину, протектор которой изношен или стерт, также накладывается санкция. Гладкая шина — показатель ситуации, при которой техническое состояние автомобиля не соответствует норме. Это означает, что во время движения повышается вероятность возникновения аварийной ситуации, поэтому сотрудник ГИБДД, установивший такое нарушение, может выписать квитанцию на штраф в размере 500 руб.
За зимнюю покрышку летом
Размер штрафной санкции составляет 500 рублей при соответствующем нарушении. Заплатить водителю необходимо за 70 дней, используя один из доступных способов оплаты.
Высота протектора
Лысой шиной называют стёртый протектор. Основные правила в этом направлении разработал Таможенный союз, он же регулирует высоту рисунка (высота не должна быть ниже обозначенных параметров):
-
1.6 мм для обычного легкового автомобиля;
-
1 мм для грузового автотранспортного средства;
-
2 мм для автобуса;
-
0.8 мм для мотоцикла и мопеда.
Обозначенные выше параметры характеризуют требования в соблюдении норм по высоте протектора.
Имеется ли запрет на езду с шипованной резиной
Да, в этом направлении существует запрет. Так, нельзя использовать шипованную резину летом, поскольку она предназначена только для низких температур. Шипованный материал помогает разбивать лёд, что предотвращает скольжение колёс по обледеневшей дороге. Целесообразности применения таких шин в другое время нет.
Кроме того, металлические шипы могут повредить дорожное полотно, поэтому есть запрет на их применение не по сезону.
Можно ли обжаловать штраф за езду на зимней резине
Есть ситуации, в которых, действительно, возможно обжаловать начисленный сотрудниками ГИБДД штраф. Среди таковых следующие:
-
В квитанции на оплату указано больше 500 рублей. Такой размер штрафа не меняется и не зависит от желания работника службы.
-
Штраф начислен за то, что водитель использовал зимние шины в другой сезон. Важно понимать, что это запрещено, но по закону штраф не положен.
-
Во время остановки представителем контролирующих органов водитель направлялся на СТО. Если на машине была установлена запаска, а автовладелец ехал её сменить, можно обжаловать штраф.
В некоторых случаях представители ГИБДД накладывают штраф, не разбираясь в ситуации. Иногда глубина протектора сезонной шины считается абсолютно нормальной, но либо её не мерят, либо водитель не знал сначала, что на это надо было обратить внимание. Такое наказание тоже можно обжаловать, руководствуясь имеющимися фактами.
Особенности применения всесезонной резины
Всесезонная резина по умолчанию характеризуется универсальными техническими показателями, что особенно актуально для водителей начинающего уровня. Замена в данном случае не требуется, а вот проверка на давление и показатели изношенности протектора обязательна.
Обратить внимание рекомендуется на то, что универсальные шины летом быстро нагреваются и могут плавиться, особенно в сильную жару. Они же твердеют в мороз, когда температура слишком низкая. Это идеальный вариант для осени и весны, в том числе для влажной погоды.
Всесезонные шины не рекомендуется устанавливать при температуре ниже чем -25°, поскольку это будет повышать вероятность возникновения опасной ситуации на дороге. Однако при наличии на шине маркировки M S, M&S или М+S её использовать разрешается даже в сильный мороз.
Когда ставить зимнюю резину по закону
Зимнюю резину по закону необходимо поставить в декабре и использовать её до февраля. Напомним, что важными критериями являются маркировка и рисунок на резине, если речь идёт об управлении машиной из категории В (MS, M&S либо М+S). Также мы уже приводили условие, которое основано на наличии дополнительной маркировки.
Так, MS, M&S, М+S — виды обозначений, которые должны быть указаны на всесезонных шинах, чтобы их можно было использовать зимой. Для шины характерно только одно из указанных выше обозначений. Если соответствующей маркировки нет, сотрудник контролирующей службы может выписать квитанцию на штраф. Опять же и его реально оспорить в последующем в течение 70 дней, которые даются на оплату квитанции.
Сейчас оспорить реально практически любой штраф, который был выписан в связи с применением несоответствующих категорий шин, однако уже разрабатываются соответствующие поправки в законодательство. Поэтому вполне вероятно, что уже в следующем году ситуация изменится.