В чем сложность
При поворотах налево на перекрестках, согласно ПДД, водитель должен самостоятельно контролировать любой транспорт, который приближается к этой точке со всех четырех сторон. Часто начинающие водители испытывают проблемы с тем, чтобы продолжить такое движение без нарушения правил. На перекрестке пешеходы и транспортные средства часто пересекаются друг с другом, а видимость для водителей снижается. По этой причине около 20 % всех дорожно-транспортных происшествий случается на перекрестках или вблизи них.
Поэтому в автошколах выделяется больше времени на инструктаж в сравнении с теорией и практикой поворотов направо. Чтобы избежать создания аварийных ситуаций, важно тщательно изучить, как выполнять такой сложный маневр, при котором траектория автомобиля пересекается с траекториями других участников ДД.
С какой полосы поворачивать
В условиях города часто перекрестки оснащены соответствующими знаками, определяющими полосное движение. Сложность представляют участки без таких сигналов, которые тоже встречаются. Несоблюдение знаков безопасности, таких как запрет на проезд, запрет на въезд и остановку, будет считаться нарушением правил дорожного движения.
Водитель должен следовать в этом случае регламенту, описанному в пункте 8.5 ПДД. Правило гласит: водитель перед совершением поворота или разворота должен занять на полотне автомобильной дороги крайнее положение. Этот пункт ПДД распространяется на все перекрестки, кроме круговых.
Это значит, что движение налево при преодолении перекрестка разрешено только с левой крайней полосы, а авто должно располагаться в максимальной близости от разметки, которой отделяется встречное направление. Важно помнить, что поворот налево с перестройкой из правого ряда запрещен, и за нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере от 1000 до 1500 рублей.
С двух полос
На трехполосных дорогах в обязательном порядке устанавливают знак особых предписаний 5.15.2, отменяющий действие пункта 8.5 ПДД. Такой сигнал служит разрешением для выполнения левого поворота со средней дорожной полосы.
То есть водители и с левой, и со средней полосы могут повернуть налево в случаях, когда есть соответствующий сигнал (изображение с белой раздвоенной стрелкой на синем фоне). Когда знака особых предписаний нет, нужно будет перестраиваться в крайний левый ряд при любом количестве дорожных полос.
На практике возможно возникновение аварийных ситуаций, когда маневр выполняется одновременно двумя автомобилями (со среднего и с крайнего рядов соответственно). Столкновение происходит, когда траектории движения машин пересекаются в какой-то точке. Поэтому для таких маневров есть дополнительный пункт 8.9 ПДД, который отдает преимущество машине из среднего ряда (ведь дорогу уступить должен водитель, к которому с правой стороны приближается другое транспортное средство).
С трамвайных путей
Чтобы выполнить левый поворот на перекрестке, по центру которого проходят трамвайные пути, водителю необходимо будет руководствоваться пунктом 8.5 ПДД (2-й абзац). В уточнении значится, что разворот должен выполняться с трамвайных путей, если они находятся на одном уровне с автомобильным дорожным полотном.
Таким образом, необходимо сначала заехать на рельсы, а уже с них сворачивать. Важно при этом убедиться, что автомобиль не помешает движению трамваев.
Кому уступить дорогу
Спровоцировать ДТП может нежелание одного или нескольких водителей уступить дорогу. Статистика показывает, что именно этот факт является причиной большинства автомобильных аварий в России. Это происходит часто от недостаточного усвоения теоретического материала во время прохождения курсов вождения или просто по невнимательности.
Кто, когда и как должен уступать дорогу на перекрестке, будет подробно рассмотрено в следующем параграфе.
Автомобилям на главной дороге
Приоритет, согласно регламенту пункта 13.9 ПДД, отдается машинам, движущимся по основной (то есть по главной) дороге. Поэтому автомобилисты, совершающие движение по второстепенной ветке, всегда в таких случаях должны будут пропустить все машины, которые едут по перпендикулярной траектории.
При этом неважно, в какую сторону движется транспорт.
Встречным ТС
Когда речь идет о встречных автомобилях, то при совершении поворота налево на перекрестке водители сперва обязаны пропустить другие авто, если перекресток:
-
неравнозначный, ТС выезжает на главную дорогу;
-
равнозначный;
-
регулированный.
Так, только в одном случае водитель при совершении этого сложного маневра будет иметь приоритет: если ТС уже движется по основной дороге и сворачивает на второстепенную.
Пешеходам и велосипедистам
Левый поворот позволяет повернуть налево на красный свет после полной остановки и уступить дорогу другим транспортным средствам, пешеходам и велосипедистам на перекрестке. Регламент пункта 13.1 ПДД: при совершении маневра нужно не только пропускать автомобильный транспорт, но и уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.
При этом вовсе не обязательно, чтобы пешеход пользовался переходом, то есть пропускать нужно всех. Важно помнить, что водители обязаны знать и соблюдать все правила дорожного движения, а пешеходы знакомы с ними далеко не всегда. Также это может быть человек с ограниченными возможностями либо ребенок.
Несмотря на важность строгого соблюдения сигналов светофора и осторожного перехода, многие люди часто поспешно переходят дорогу, не оглядываясь по сторонам, что увеличивает вероятность дорожно-транспортных происшествий. Водители же склонны отвлекаться, поскольку они пытаются обратить внимание на все направления.
Как поворачивать налево на перекрестке
Для избегания ДТП, а в случае аварии, чтобы снять с водителя вину за образование аварийной ситуации, недостаточно учитывать правила поворота налево, описанные в предыдущих параграфах. Значение будет иметь и правильность выбора траектории движения ТС.
Есть два случая, которые стоит рассмотреть подробно:
-
Встречный автомобиль не совершает в этот момент поворот налево.
-
Встречные авто совершают такой маневр.
Что делать и как вести автомобиль в каждой из ситуаций, рассмотрим в следующем параграфе.
Встречные ТС не поворачивают налево
Для завершения поворота водителю рекомендуется вывести автомобиль по прямой линии в центр перекрестка. Это позволит избежать того, что ТС перекроет проезд машинам, которые движутся навстречу.
Также при этом поворачивающая машина окажется с левой стороны, если еще одно ТС будет поворачивать параллельно. То есть уступать дорогу, скорее всего, не придется, и можно будет спокойно завершить поворот.
Встречные автомобили поворачивают налево
Этот случай самый сложный. Настолько, что нет определенного четкого правила на этот счет, которое помогло бы машинам разъехаться. Потому будет важно запомнить сразу несколько правил и подстраиваться под сложившиеся условия.
Так, например, на выбор траектории влияет конфигурация перекрестка, наличие соответствующих знаков, разметка (ее тоже может и не быть). Как показывают статистика и практика, самым безопасным будет разъезд правыми бортами. Но при наличии разметки — только левыми, все остальное будет нарушением правил.
Какую полосу занять после поворота
От водителя за рулем ТС, поворачивающего налево, требуется избегать ситуации, когда авто окажется на встречной. Выезжать на любую полосу можно только после полного завершения маневра.
Водители и пешеходы, пересекающие перекресток, обязаны подчиняться сигналам и указаниям органов безопасности дорожного движения и инспекторов дорожного движения. Если конкурирующие направления даются службами и офицерами, следуйте указаниям, данным дорожными инспекторами.
Транспортные средства по ПДД могут двигаться прямо или медленно поворачивать направо, не мешая другому транспорту. Там, где есть незащищенный знак левого поворота, можно повернуть налево, если он не мешает другим участникам движения. Если незащищенный левый поворот мешает движению, считается, что водитель нарушил сигнал.