Схема теста на автодроме
Экзаменационная парковка на автодроме проходит, можно сказать, в тепличных условиях по сравнению с парковкой в городе. Курсанта не беспокоят раздраженными сигналами догоняющие и встречные автомобили. Расстояние между двумя воображаемыми соседями составляет 8.8 м — два корпуса собственного авто.
Ширина условного парковочного кармана и соседней полосы — 2.8 м, или стандартная ширина корпуса автомобиля (1.8 м) плюс один метр. Такой просторный карман на реальной дороге тоже большая редкость.
В России ездят по правой стороне дороги, поэтому маневр обычно выполняется со сдачей назад-влево. Но если вы планируете водить машину в стране с левосторонним движением, стоит научиться парковаться «по-македонски» — с обеих рук. Но это уже после получения первых в жизни водительских прав.
Атрибутика площадки
В зоне упражнения курсант увидит следующие разметочные элементы:
-
конус 1 — находится впереди по ходу, им отмечается левый задний габарит автомобиля, который стоит впереди (автомобиль А);
-
конусы 2, 3, 4 — отмечают габариты и центр бампера автомобиля, стоящего сзади (автомобиль Б);
-
сплошные линии, отмечающие обочину (бордюр) и дальний край полосы;
-
перпендикулярные им сплошные линии по габаритам впереди и сзади стоящих автомобилей;
-
прерывистая линия — условная граница проезжей части и парковочного кармана;
-
прерывистая стартовая линия, идущая перпендикулярно дороге от конуса 1.
На разных тренировочных площадках схема упражнения «Параллельная парковка» может незначительно меняться. Всё чаще инспекторы проводят экзамен не на автодроме, а в городе, предлагая экзаменуемому поставить авто в реальном парковочном кармане.
Порядок выполнения упражнения
После команды экзаменатора курсант должен:
-
Пересечь прерывистую линию старта.
-
Сдать назад, правым задним колесом поравняться с конусом 1, остановиться.
-
Сдать назад-направо.
-
Выровнять машину и поставить ее вдоль проезжей части. Расстояние до автомобилей А и Б, стоящих спереди и сзади, должно быть примерно равным.
-
Остановиться, зафиксировать машину стояночным тормозом.
-
Дождавшись сигнала экзаменатора, выехать из парковочного кармана и покинуть зону упражнения.
Как видим, алгоритм незамысловат, тем не менее треть курсантов допускают при парковке задним ходом мелкие и серьезные ошибки, которые ведут к начислению штрафных очков и вынужденной пересдаче теста.
Типичные оплошности и чем они чреваты
Ошибки при выполнении экзаменационного маневра делятся на фатальные, после которых тест надо пересдавать, и простительные. Вот список грубых непростительных ошибок, после которых курсанта отправят потренироваться:
-
экзаменуемый не начал движение в течение полуминуты после команды инспектора;
-
автомобилем курсанта пересечена любая белая сплошная линия (на нее достаточно просто наехать колесом);
-
курсант в начале движения полностью не пересек стартовую линию;
-
допущено значительное отклонение от стандартной траектории движения;
-
дважды включалась задняя передача;
-
курсант покинул автодром, не приступив к заданию.
В двух случаях экзаменатор будет снисходителен к нарушителю и разрешит двукратное повторение недочетов. В процессе теста можно сбить два пластиковых конуса (не заезжая на разметку). Также дважды у вас может заглохнуть двигатель. Такое бывает, когда неопытный курсант нервничает и непроизвольно отпускает педаль сцепления.
Параллельная парковка — пошаговая инструкция
Распишем детально все этапы упражнения. По умолчанию курсант находится в автомобиле с левым рулем, а парковочный карман, который нужно занять, располагается справа по ходу движения. Порядок действий следующий:
-
Следует подъехать к стартовой линии и остановиться. Лучше сразу двигаться достаточно близко к прерывистой линии, разделяющей воображаемые проезжую часть и парковочный карман. Оптимальная дистанция для новичка — 30 см, опытные водители паркуются впритирку.
-
По сигналу инструктора полностью пересеките линию старта и остановитесь.
-
Зафиксируйте в правом зеркале конус 1. Включите заднюю и медленно двигайтесь до тех пор, пока правое колесо не поравняется с вешкой.
-
Остановитесь и до упора выверните руль в правую сторону. В будущем вы научитесь делать это без промежуточной остановки, но на экзамене лучше не торопиться.
-
Трогайтесь вправо-назад, перенеся взгляд в водительское зеркало. Как только в поле зрения окажется самый дальний от дороги конус 2, остановитесь.
-
Отпустите руль, он автоматически выкрутится в исходное положение. Двигайтесь прямо-назад до того момента, как левое переднее колесо не пересечет прерывистую границу кармана и проезжей части. Правое переднее колесо к тому времени уже давно будет в кармане.
-
Остановитесь и выкрутите руль влево.
-
Двигайтесь влево-назад до тех пор, пока автомобиль не встанет параллельно дороге.
-
Займите наиболее удобное положение между двумя воображаемыми машинами. Помните, что автомобилю за вами не стоит создавать препятствий при выезде с парковки.
-
Поставьте машину на нейтральную передачу и дождитесь реакции экзаменатора.
-
Совершите выезд с парковки по той же траектории и покиньте зону упражнения.
Левые колеса не должны оказаться на прерывистой линии, которая обозначает границу парковочного кармана и полосы. Нарушением считается даже нахождение зеркала над этой линией.
Автодром против города
Как мы уже отметили, парковка на автодроме выполняется гораздо проще, чем в реальном трафике большого города. На улице далеко не всегда вам предоставят пространство в два корпуса вашего авто.
Водителям с небольшим опытом лучше искать более просторные карманы, где можно припарковаться маневром вперед-вправо с дальнейшим выравниванием движениями назад-вперед. Но если длина кармана окажется недостаточной, задняя часть вашего авто будет предательски выставляться на проезжую часть, создавая аварийную ситуацию и мешая позади стоящей машине.
На дороге с одной полосой торопливые или агрессивно настроенные участники движения могут просто не дать вам сдать назад, грубо поджав вашу машину сзади. К этому придется отнестись философски и ехать дальше в поисках нового парковочного места.
При парковке на улице у вас не будет двух минут, которые есть в вашем распоряжении на автодроме. Принимать решение и действовать надо решительно и быстро. Не будет и ярких конусов, на которые экзаменуемый ориентируется по зеркалам. В жизни придется смотреть сначала на задний бампер впереди стоящей машины, а затем на дальний габарит машины, которая стоит сзади. Попутно придется следить за движением по вашей и соседним полосам, перемещением пешеходов и т. д.
Прогнозируйте неприятные ситуации, когда могут заблокировать спереди ваш автомобиль. Не исключено, что вы встанете в паре метров от компактного авто, но потом он уедет, а на его место втиснется «длинномер». Водитель обязан предвидеть такие ситуации и находить оперативные решения проблемы.
С пониманием относитесь к требованиям инструктора, который десятки раз заставляет выполнять упражнение «Парковка задним ходом на автодроме». Автоматизм приходит только при многократном повторении маневров. На этапе обучения ни в коем случае нельзя пользоваться подсказкой парктроника или видеокамеры. Вы должны самостоятельно чувствовать расстояние между вашим транспортным средством и другими дорожными объектами.
Полученные на тренировках навыки вам обязательно пригодятся!