ПДД 2022
Главная ПДД 2022 Категории транспортных средств

Категории транспортных средств

Время чтения: 6 минут
7 015
0
Точное знание категорий транспортных средств по техническому регламенту принесет немалую пользу автовладельцам. Такая классификация применяется в случае техосмотра и при проверках наружного состояния автоинспекторами. Новички-автомобилисты должны знать подобные тонкости назубок.

Категория L – Мототранспортные средства

Характерными общими признаками выступают:


  1.  оснащение двигателем внутреннего сгорания (реже электроприводом); 

  2.  верховая посадка водителя; 

  3.  наличие 2 или 3 движителей (колес). 

​Мопеды, мотовелосипеды, мокики

В разряд L1 относят весь транспорт с 2 колесами, который рассчитан на движение не быстрее 50 км/ч. Регламентацией одних скоростных характеристик не ограничились: учтен и источник энергии.

При использовании бензинового мотора с принудительным зажиганием от электрических искр или запального шара объем должен быть менее 51 см3. Превышение этой отметки позволяет классифицировать ТС исключительно как мотоцикл.

Если установлен ДВС иного исполнения (дизельный), то наибольшая эффективная мощность должна быть максимум 4000 Вт. Речь идет о техническом пределе вырабатываемой энергии.

При применении электромоторов номинальная мощность при длительном режиме эксплуатации также не должна превосходить 4 киловатт.

Владельцам скутеров разобраться в проблеме несложно. Если есть только 2 колеса, назначают категорию L1. Любые трехколесные модификации однозначно относят к группе L2. Эта последняя группа применяется и к прочим транспортным средствам, перемещающимся на 3 колесах. 

​Мотоциклы, мотороллеры, трициклы

Тут все интереснее. Есть два основных критерия — рабочий объем ДВС и наивысшая достигаемая скорость (если используют электроэнергию или альтернативные тепловые моторы). 

Подкатегорию L3 устанавливают при вместимости камеры не менее 50,1 куб.см., либо при скорости езды более 50 километров в час.

L4 и L5 также соответствуют этим характеристикам. Но разница между ними есть — это использование колес, несимметричных (L3) к главной оси, или (L4) симметричных к ней. 

Категории транспортных средств

Вникать настолько глубоко, впрочем, придется не всегда. К категории транспортных средств L3 причисляют весь мототранспорт, дистанция между центрами пятен контакта симметричных колес которого меньше 460 мм. Также в эту группу входит любой двухколесный мотоцикл.

Трехколесные мотоциклы могут быть только типа L4 или L5. Типичными для них конструктивными решениями окажутся, соответственно, оснащение коляской или кузовом по центру. 

Квадрициклы

Все мототранспортные аппараты с четырьмя движителями подразделяют по массе в ненагруженном состоянии (без поправки на массу батареи), и по наивысшей скорости. Подгруппа L6 установлена для транспорта, который весит не более 350 кг, и может ехать не быстрее 50 км/ч. 

Однако существуют дополнительные требования, хотя бы одно из которых полагается соблюсти:

  1.  при установке ДВС принудительного типа — рабочая камера максимум 50 куб.см.; 

  2.  при использовании иного теплового двигателя — эффективная мощность до 4000 Вт; 

  3.  при наличии электропривода — номинал максимальной мощности до 4000 ватт. 

Транспорт уровня L7 может быть мощнее, чем L6. Суммарный предел загрузки составляет уже 400 килограммов. Если машина конструируется специально для грузоперевозок, он увеличивается до 550 кг. При использовании электропривода масса АКБ не учитывается, но эффективная мощность — максимум 15 кВт.

Любопытный казус состоит в том, что по критериям ПДД квадрициклы уровня L6 признаются мопедами. Для их вождения понадобится удостоверение класса M. Если купить квадрицикл L7, придется сдавать экзамен на B1.

​Категория M – пассажирские транспортные средства

Речь идет о классических автомашинах в узком смысле слова. 

Легковые автомобили

Сюда, в группу M1, относят все автомобили, имеющие не менее 4 колес, рассчитанные 1–9 человек (с учетом водителя). Управлять таким транспортом имеют право шоферы, сдавшие экзамен в ГИБДД на категорию B. 

Но есть важное исключение — все, что предназначено для перевозок груза. Относить к M1 разрешено строго пассажирские авто. 

Категории транспортных средств

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства

Отнести в разряд M2 (автобусы) автомобиль можно при соблюдении двух условий. Общее число посадочных мест, включая шоферское, должно быть 10 и более. При этом суммарная наибольшая масса в снаряженном состоянии составляет до 5000 кг.

Если этот показатель превышен, применяется категория M3 (именно таковы крупные автобусы и троллейбусы, используемые в городских условиях). Садиться за руль разрешат обладателям прав уровня D. Если конструкция предусматривает 1–8 кресел, то присваивают тип B.

​Категория N – Грузовые автомобили

Техрегламент, описывая категории транспортных средств, делит грузовики исключительно по полной допустимой загрузке. Основные подтипы:

  1.  N1 – до 3500 кг; 

  2.  N2 – от 3500 до 12000 кг; 

  3.  N3 – свыше 12000 кг. 

Шофер грузового автотранспорта, имеющий удостоверение B, вправе пользоваться машинами N1. Если присвоена категория C, разрешается водить и более тяжелые автомобили. 

​Категория O — Прицепы

Технический регламент не делает различия между прицепами и полуприцепами. Внутренняя классификация основана на предельно допустимой транспортной массе. Она составляет (в килограммах):

  1.  O1 – до 750 включительно; 

  2.  O2 – максимум 3500; 

  3.  O3 – не более 10000; 

  4.  O4 — все, что возит больше 10000 кг. 

Первая подкатегория прицепов может управляться водителями с правами B, C, D. Все остальное уже потребует уровня подготовки BE, CE, DE. 

Категории транспортных средств

​Какие категории доступны водителю и как открыть новые

Как уже понятно, в России действует достаточно много водительских категорий. Рассмотреть их следует по порядку. Уровень A позволяет ездить на любом мотоцикле, в том числе и оборудованном коляской. Важное уточнение: снаряженная масса ТС не может превосходить 400 кг.

A1 – это мотоциклы, в которых ДВС имеет объем до 125 кубических сантиметров и вырабатывает не более 11 кВт. Права A1 доступны уже в 16 лет.

Уровень B позволяет водить:

  1.  личную машину (включая джип); 

  2.  микроавтобус; 

  3.  автофургон. 

К основным транспортным средствам может добавляться прицеп суммарной массой до 750 кг. Если нужно использовать более мощные прицепы с повышенной загрузкой, понадобится подкатегория BE. Что касается B1, то такие права нужны для трициклов и квадрициклов (не путать с квадроциклами). 

Имея удостоверение C, смело садятся за руль средних и больших грузовиков. Масса прицепа — все те же 0,75 тонны. К сведению: права C не дают управлять легким грузовым транспортом и частными автомашинами. CE же позволяет пользоваться средними грузовиками с добавлением тяжелого автоприцепа. 

Аттестовавшись на уровень C1, можно ездить на автомобилях массой 3,5–7,5 тонн, при условии, что прицепа нет или он весит не более 0,75 тонны. Категория C «поглощает» C1, дает те же гарантии по умолчанию. 

С удостоверением C1E доступен прицеп свыше 750 кг + ненагруженный автомобиль. Совокупная масса не может превышать 12000 кг. При наличии CE отдельно получать C1E не потребуется. 

Права категории D нужны для езды на автобусе. Не имеет значения, подразумевается ли небольшое маршрутное такси на 10–12 мест, или крупный городской автобус на 50 и более мест, или же туристический и аэропортовый транспорт. Внимание: для вождения сочлененных автобусов нужно уже DE.

Категории транспортных средств

Водительские права D1 позволяют управлять пассажирским транспортом с 8–16 пассажирскими местами. Можно использовать прицеп, если его масса не превысит 750 кг. Если же требуется вести автобус с тяжелым автоприцепом, тогда без категории D1E не обойтись. 

Перейти с одного уровня на другой или же добавить недостающие разрешения очень легко. Достаточно обучиться в сертифицированной автошколе и сдать официальный экзамен на новую категорию. Помимо теоретической проверки знаний, предстоит еще продемонстрировать на автодроме свои шоферские навыки. 

Водительские права с подкатегориями BE, CE, DE можно получить только после практического экзамена в условиях реальных городских дорог. Претенденты должны предварительно получить 12 месяцев водительского стажа в основной категории — B, C, D соответственно. 

Если экзамен ранее был сдан и категория присвоена на автомашине с автоматической коробкой передач, а нужно ездить на «механике», все еще проще. Не понадобится сдавать теоретический экзамен, все ограничится практическим испытанием в городе. 

Самостоятельная подготовка к экзаменам не предусмотрена. Никакой водительский стаж или опыт не дает возможности обойтись без обучения или переобучения в автошколе. 

​Возможные изменения в категориях

Когда меняют прежние водительские права, их категорию вполне могут менять. Речь идет о ситуации, когда при выдаче документа действовали иные правила, нежели сейчас. Если есть уровень A, можно будет открыть сразу 3 варианта — A, A1, B1.

С уровня B можно перейти на B1. Категория C позволяет открыть подкатегорию C1. Если ранее был присвоен уровень E, теперь его сменяют:

  1.  BE; 

  2.  CE; 

  3.  DE; 

  4.  C1E; 

  5.  D1E. 

Получать отдельно водительские права уровня M не потребуется. Их имеют по умолчанию все, подтвердившие любую другую группу. 

Категории транспортных средств

Права M (все виды пассажирского транспорта), а также A1, можно получить с 16 лет. Сдать экзамен на водительское удостоверение B можно с 17-летнего возраста. Все остальное доступно не ранее совершеннолетия. 

Используя транспорт, на который нет надлежащих прав, можно столкнуться со штрафом. Обнаружив такое нарушение, автоинспектор отстраняет шофера от управления, а автомобиль, мотоцикл, мотороллер или квадрицикл эвакуируют на штрафную стоянку.

​Таблица соответствия категорий

Тип прав Категории в техрегламенте РФ
A, A1 L3, L4, L5
B (личные авто) + автобусы с 1–9 креслами M1
B (грузовые машины) N1
B1 L7
C N2, N3
D M2, M3   
E O2. O3, O4
M L1, L2, L6



7 015
0
Александр Ульянов
Александр Ульянов
Автолюбитель и главный редактор сайта. Эксперт по автомобильным законам и штрафам.
похожие статьи
ПДД 2022 Параллельная парковка на автодроме в 2023 году
Параллельная парковка на автодроме в 2023 году
23 ноября 2022 г.
4 211
0
Экзаменационное упражнение «Параллельная парковка на автодроме» среди курсантов автошкол считается вторым по сложности после упражнения «Заезд в гараж задним ходом». На реальной дороге способность парковаться параллельно для водителя гораздо важнее навыка сдавать назад с поворотом на 90°. Неглубоких парковочных карманов, где машины стоят вдоль проезжей части, на улицах много. Гораздо больше, чем карманов глубоких, где можно припарковаться под углом. Иногда даже обочина оказывается заставленной автомобилями. Умение технично и безопасно втиснуться в строй припаркованных у бордюра авто водителю непременно пригодится. Параллельно парковаться можно как передом, так и задом, но в первом случае у водителя остается меньше места для окончательного выравнивания авто в кармане. Есть риск оставить корму «на улице», создавая помехи транспорту. Поэтому основное внимание на учебном автодроме уделяется именно парковке задним ходом. Овладение техникой маневра позволяет лучше почувствовать габариты автомобиля. Настоящий дорожный ас должен уметь парковаться без парктроника и камеры заднего вида.
ПДД 2022 Въезд в гараж задним ходом на автодроме
Въезд в гараж задним ходом на автодроме
21 ноября 2022 г.
19 784
0
Экзаменационное упражнение «заезд в гараж задним ходом» — воистину страшный сон курсантов автошкол. Однако научиться сдавать задом в воображаемый гараж, не зацепив учебных конусов и не пересекая разметку, водителю жизненно необходимо. Дело не только в результатах экзамена. Способность органично чувствовать габариты автомобиля и уверенно маневрировать на ограниченном пространстве без новомодных парктроников и камер заднего вида непременно пригодится в практике вождения, и особенно в практике парковки.
ПДД 2022 Поворот налево на перекрестке
Поворот налево на перекрестке
17 ноября 2022 г.
3 650
0
Перекрестки очень разнообразны и могут сбить с толку как опытных, так и неопытных водителей. Независимо от того, едет машина по большому или маленькому городу, на своем пути ей суждено пересечься с чужими траекториями. Посмотрим правде в глаза, перекрестки будут стрессом для водителя, потому что часто происходит значительная активность: множество навигационных знаков, поворотные полосы, слияние полос, светофоры, множество других водителей, которые также спешат. Самый полезный метод научиться безопасно маневрировать на перекрестках — распознавать разные типы и общие правила, связанные с ними.
написать комментарий