Газобаллонное оборудование в автомобиле: плюсы и минусы установки

0 29

Установка на автомобиль ГБО – серьезное вмешательство в техническую конструкцию ТС. Автовладельцы решаются на такой шаг из-за экономии на топливе. Подобное переоборудование имеет плюсы и минусы, с ними владелец столкнется в эксплуатации транспортного средства.

Что собой представляет ГБО на автомобили

Под аббревиатурой скрывается газобаллонное оборудование, устанавливается на легковые машины. Подобная система позволяет использовать альтернативное топливо. Переключаться с бензина на газовый источник энергии несложно прямо во время движения, а скорость и динамика автомобиля не теряется.

Важный элемент оборудования – баллон. Емкости бывают композитные, металло-композитные или цельнометаллические. Внутри находится топливо – природный газ метан или пропанобутановая нефтяная смесь.

Установки практически одинаковые, но различаются баллонами:
  • метановые цилиндрические, больше весят и толще, поскольку газ в них находится под высоким 200-атмосферным давлением;
  • в емкостях для пропана сжиженная форма топлива, дающая всего 15 атм.

Большее распространение получило оборудование на основе пропан-бутановой смеси. Газовый источник энергии в сравнении с бензиновым позволяет сэкономить автовладельцу на заправке 30-40%, хотя расход больше бензина.

Автомобиль на газу 3

Какие бывают

С момента создания газобаллонных систем установки постоянно обновлялись и совершенствовались. Первые три поколения не устанавливаются, поскольку основательно устарели, но на машинах с пробегом встречаются. Наиболее распространенное – ГБО четвертой серии.

4 поколение

Системы ГБО этой категории устанавливают на инжекторные автомобили. У них в двигателях топливо впрыскивается в цилиндры распределено. При монтаже на машину устанавливается дополнительный газовый инжектор с форсунками, редуктором и блоком управления. Моделей ГБО четвертого поколения масса, а стоимость балансирует в 20-40 тыс. руб.

Итоговая сумма обуславливается производителем оборудования и комплектацией. Окончательная цена завышена, но эксплуатационные характеристики подобного оборудования лучше предыдущих поколений при сохранении надежности, расхода газового топлива и общей стоимости обслуживания.

5 поколение

В сравнении с предыдущей серией ГБО газ не меняет жидкую консистенцию на газообразную. Топливо подается до цилиндров в сжиженном виде.

Алгоритм работы выглядит несложно:
  • в топливной емкости стоит насос, аналогично бензобаку;
  • он нагнетает давление, и газ подается на форсунки;
  • последние впрыскивают топливо в коллектор.

Редуктор в разработке 5 серии отсутствует. ГБО пятого поколения разрабатывалось для машин, где невозможно или проблематично установить оборудование 4 серии. По ценовым показателям система тоже превосходит предыдущий вариант. С учетом установки подобное ГБО стоит 80-100 тыс. рублей. Из них 65% суммы приходится на оплату топливного насоса. По мнению автоэкспертов, он ломается из-за большого количества посторонних примесей в газовом топливе.

6 поколение

В системе шестой серии за основу также взяли подачу сжиженной газовой смеси. Она осуществляется через систему топливного впрыска авто, а не через отдельный редуктор. В подобном оборудовании, в сравнении с предыдущими моделями, не установили форсунки и редуктор, а топливную подачу продумали за счет форсунок инжектора ДВС автомобиля.

Между бензобаком и двигателем ТС врезается клапанный блок – топливный селектор, с помощью которого и осуществляется быстрое переключение питания автомобиля на бензин либо газ. В РФ подобное ГБО не реализуется. Но большинство специалистов считают, что стоимость ГБО-6 будет значительно выше предыдущей, пятой серии, поскольку топливный селектор – это запатентованная разработка, она дешевой быть не может.

Преимущества и недостатки установки

Сколько бы ни было у газобаллонного оборудования положительных референций, имеются и минусы, которые учитывают при установке.

Автомобиль на газу 2

К основным относят:
  • Экономия. Расход газа хоть и превышает таковой при использовании бензинового топлива, по ценнику заправка обходится на треть дешевле. Но экономия будет заметна при длительной езде на машине — до 10-15 тыс. км. пробега за год. При меньших коэффициентах установка ГБО бессмысленна, фактор экономии является ведущим, когда машина много ездит. Учитывают и официальные нормативы затрат бензина автомобилем. Если по бумагам они не превышают 6 л/100 км, то смена аппаратуры нецелесообразна.
  • Возможность ездить на газовом топливе и бензине одновременно. Этот плюс актуален для автовладельцев, которые часто переезжают на дальние расстояния. Газобаллонная система обеспечивает шофера дополнительным запасом хода на дальние расстояния.
  • Работа ДВС. Автоэксперты после установки ГБО отметили, что двигатель работает ровней, стабильней и тише, что связывают с октановым показателем топлива, который для газа равняется 110. За счет высокого октанового числа двигатели машин при использовании подобного топлива меньше вибрируют и шумят, работают плавно и мягко.
  • Безопасное использование. В сети встречается много сведений о том, что ГБО повышает риск взрыва. Но аналитики говорят, что виной всему в 100% случаев безответственность установщика или самого автовладельца вроде установки бу баллонов, плохого монтажа, несоблюдения правил техэксплуатации и пр. При хорошем подходе агрегат безопасности ГБО четвертого поколения исключает вероятность взрывов, возгораний и подобных аварийных ситуаций.
  • Экологичность. Весомый плюс газобаллонной системы – чистота со стороны экологии. При сгорании газы выделяют в 10 р меньше токсических веществ, чем дизельное либо бензиновое топливо.

Автомобиль на газу 1

Недостатков у газобаллонного оборудования тоже немало:
  • Ценник оснащения. Это главный недостаток, потому что ГБО четвертого поколения обходится автовладельцам в 20-45 тысяч, в зависимости от ДВС (чем меньше цилиндров, тем дешевле). Современные версии будут еще дороже. На оборудование действует гарантийный срок, что надо учитывать.
  • Баллоны занимают место. В машинах нет места для установки топливных емкостей, поэтому их надо размещать в багажном отсеке, что серьезно сокращает его полезный объем. Можно отчасти решить проблему за счет установки тороидального баллона в нишу для запаски, но тогда придется искать дополнительное место для запасного колеса. На автобусах или грузовом транспорте устанавливают баллоны вне кузова, что никак не влияет на полезный объем или грузоподъемность ТС.
  • Машина становится тяжелее за счет установленного оборудования, что сокращает грузоподъемность. Вес пустого 50-литрового тороидального баллона составляет около 30 кг, а цилиндрического – 20 кг, а толстостенные метановые емкости весят больше.
  • Установленное ГБО надо регистрировать. Использование газобаллонного оборудования в эксплуатации автомобиля – это изменение конструкции, а потому требует официального внесения сведений в техническую документацию. Процедура оформления длительная и затратная.
  • Допзатраты. Газобаллонное оборудование нуждается в регулярном техобслуживании – это гарантия, что ГБО будет работать бесперебойно и экономно. Практично совмещать ТО оборудования с техобслуживанием автомобиля. У газовой системы есть персональный определенный период службы, по окончании которого необходима смена расходников и ремонт комплектующих, резиновых деталей вроде уплотнителей, прокладок, диафрагмы и пр.
  • Теряется динамика авто. Подобный недостаток присутствует на машинах с малообъемными моторами. При среднем или высоком коэффициенте мощности ДВС, а также при грамотном монтаже, проф.настройке и регулировке аппаратуры потеря динамики не заметна.
  • Недостаток АЗС. Газовые заправки встречаются реже бензиновых. Этот момент учитывают, если владелец решил установить ГБО и проживает отдаленно. Но количество газовых заправочных станций растет пропорционально распространению автомобилей с ГБО.

Есть много споров о вреде газобаллонного оборудования для головки блока цилиндров. Подобное типично для установок первых двух поколений, которые не оснащались электронными датчиками, регулировками и пр. При использовании оборудования 4 серии и выше проблем с выгоранием клапанов не возникает, если установщики правильно настроили систему.

Во сколько обойдется оборудование

Наибольшее распространение сегодня получило итальянское газобаллонное оснащение. Система 4 поколения для авто с 3-4-цилиндровым двигателем обойдется в 20 000-40 000 рублей. Окончательная стоимость зависит от ДВС и дополнительного опционала (перетяжка баллона под цвет салона или монтаж заправочного штуцера в люк бензобака и пр.).

Примерная стоимость для 4 поколения ГБО такова:
  • при 3-4-цилиндровом ДВС – 20-40 тысяч рублей;
  • для 5-6 цилиндров оборудование обойдется дороже – 47-60 тыс.;
  • на 8 – 72-79 тысяч руб.;
  • при 10 – 88-110 тыс. рублей;
  • ДВС 12 цилиндров – 110 00-115 00 руб.

Некоторые компании по установке ГБО на автомобили предлагают услуги вроде подготовки документов для регистрации оборудования в ГИБДД. Они предоставляют возможность приезда специалиста, который забирает автомобиль, а потом пригоняет с установленным газовым оснащением.

Сроки окупаемости

Время, за которое газобаллонное оборудование на автомобиле себя окупит, зависит от эксплуатации, насколько часто и далеко владелец ездит на машине. При ежегодном 20-тысячном пробеге и использовании 95 бензина ГБО окупается за 4-11-месячный срок, зависит от марки автомобиля. Для ГАЗели Бизнес оборудование окупится за квартал, а для Лады Весты – за год.

Автомобиль на газу

Как оформить

Для оформления надо устанавливать газобаллонную систему у сертифицированных специалистов.
  1. После установки выдадут заключение и копии сертификатов на ГБО.
  2. Надо пройти ТО на безопасность и взять диагностическую карту.
  3. Собрать пакет требуемых документов и предоставить их в ГИБДД, чтобы получить свидетельство соответствия внесенным изменениям. Без него регистрация ГБО в Госавтоинспекции невозможна.
  4. Официально оформить установку газа на ТС нужно в течение 10 суток.

Перерегистрация ничем не отличается от обычной процедуры, просто в заявлении указывается, что вносятся изменения из-за переоборудования конструкции.

Стоимость оформления складывается из нескольких статей расходов:
  • затрат на предварительную проверку;
  • стоимости монтажа ГБО и сертификатов, диагностических карт и пр.;
  • оплаты техосмотра после установки;
  • госпошлинного сбора за переоформление документов в ГИБДД.

Пошлина за внесение изменений составляет 350 руб., за получение свидетельства – 500, а за выдачу свидетельства о соответствии конструкции – 800 рублей. В среднем регистрация в ГИБДД обойдется примерно в 2 000 руб.

Ответы на популярные вопросы

Есть ли штраф за ГБО без регистрации?

Если автовладелец установил газобаллонное оборудование, а изменения в техпаспорт автомобиля не внес, то на 2020 штраф за незарегистрированное ГБО составляет 500 рублей.

Ставить ли на машину ГБО?

Установка газобаллонного оборудования оправдает себя, если владелец постоянно использует автомобиль для поездок на дальние расстояния, занимается перевозками пассажиров или грузов. Важно, чтобы расход бензинового топлива превышал 6-7 литров на 100 км, иначе перевод ТС на газ не рентабелен.

Если придерживаться общих правил эксплуатации ГБО, то установленная система поможет использовать машину экономно и безопасно. Регулярное техобслуживание, заправка на официальных станциях. Соблюдение рекомендаций производителя оборудования – все это поможет получить от перевода машины на газовое топливо максимум преимуществ.

Похожие материалы

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Adblock
detector