Способы растаможки автомобиля старше 30 лет в России

0 164

Новый ГОСТ под номером Р 58686-2019 создал надежную базу для выделения раритетных автомобилей в отдельный класс и регулировку их эксплуатации. В настоящий момент в стране насчитывается около 3 миллионов подобных автомобилей. И еще около 10-15% авто от этого числа не имеют официальной регистрации.

Что регулирует новый ГОСТ

Новый ГОСТ на раритетные и классические автомобили вступил в силу с 1 марта 2020 года. Он призван:
  • дать определение перечисленным типам автомобилей;
  • указать параметры получения паспортов на авто;
  • регламентировать прохождение техосмотра.
Под действие документа попадают:
  • легковые автомобили отечественного и иностранного производства старше 30 лет;
  • грузовики и автобусы старше полувека.

Но при этом из перечня исключена списанная военная техника. Она не может считаться раритетным автомобилем. Установлены ограничения и на использование классических авто.

Свой статус они получат, если владелец:
  • не использует авто в коммерческих целях;
  • не организовывает на нем перевозку пассажиров.
Важно! Документ носит рекомендательный характер и не обязывает владельцев старых машин проходить сертификацию и получать паспорта. Тем более что процедура является платной.

Новый ГОСТ относится к одному из начальных этапов масштабных преобразований, необходимых для выделения раритетных ТС в отдельную группу. Сегодня владельцы таких средств передвижения уже могут получить специальные номера, начинающиеся на букву «К». Но их выдачу тормозило отсутствие единых стандартов и требований.

растаможка машины-1

Следом за ГОСТом правительство РФ планирует ввести ряд льгот для автомобилей, признанных классическими или раритетными:
  • особые правила прохождения техосмотра;
  • льготы;
  • отмена дорожного сбора.

Также ГОСТ является базой для разработки ограничений в использовании и официальной классификации старинных автомобилей.

Режим эксплуатации автомобиля устанавливается с учетом конструктивных особенностей:
  • передвижение в колонне;
  • ограничения на выезд в дождь;
  • запрет на выезд в темное время суток.

Введенный стандарт призван повысить безопасность на дорогах.

Что такое классическое и раритетное автотранспортное средство

Получить статус автомобиля ретро и классического авто могут ТС старше:
  • легковые – 30 лет;
  • грузовики и автобусы — 50 лет.

Но не каждый автомобиль способен получить специальный паспорт. Под классическим авто понимают машины, отвечающие одному из следующих требований:

  • сохраненные;
  • отреставрированные до оригинального состояния.

Раритетный автомобиль должен иметь оригинальный двигатель, кузов и раму. Если последняя не предусмотрена конструктивом, то штрафные баллы авто не присваиваются.

Статус раритетного транспортного средства не требует исходного состояния. Владелец вправе усовершенствовать и доработать его.

В процессе экспертизы допустимы:
  • смена цвета кузова;
  • установка современных электронных систем;
  • использование современных дисков.

Главное, чтобы оригинальными оставались перечисленные ранее наименования.

Право проводить экспертизу отдано центру технической экспертизы ФГУП НАМИ. На 2020 год специалистов нужной квалификации в стране практически нет. Но подготовкой будущих экспертов уже занимаются.

Важно! Аккредитацию эксперты будут проходить только на конкретную марку автомобиля. Специалист по «Запорожцу» не сможет оценивать состояние «Волги» и наоборот.

Можно ли в России растаможить авто старше 30 лет

В России всегда было возможно провести растаможку старинного автомобиля. Но дешевой эту процедуру не назовешь, и изменений в законодательстве ждали.

Наибольшие сложности вызывали следующие требования:
  • оснащение SOS-комплексом «ЭРА-ГЛОНАСС»;
  • соответствие требованиям токсичности Евро-4.

Перечисленные пункты указаны в техническом регламенте Таможенного союза и считаются обязательными к исполнению. Но исключение из правил составляют раритетные автомобили в оригинальном состоянии либо восстановленные до исходного состояния.

Благодаря этим поправкам, владельцы классических авто могут не беспокоиться о дополнительном оснащении своих ТС. А новый ГОСТ освободил их и от уплаты утилизационного сбора. Единственная плата, взимаемая при пересечении границы, – таможенная пошлина.

Но перечисленные правила распространяются только на автомобили в статусе классических. Для этого требуется:
  1. Предварительно пройти экспертизу.
  2. Получить соответствующий паспорт.

Процедура проводится в несколько этапов.

Необходимые документы

Для владельцев старинных автомобилей предусмотрены 2 способа растаможки:
  • оформление в качестве культурной ценности;
  • ввоз в статусе классического авто.

Первый вариант до недавнего времени пользовался большим спросом за счет относительно низкой цены, а также возможности не платить налоги. Но такое авто невозможно зарегистрировать в ГИБДД, оно не имеет номеров и его запрещено страховать. А значит и передвигаться на нем в городском потоке запрещено.

Для ввоза в страну в качестве культурной ценности понадобится собрать следующий пакет документов:
  • договор покупки;
  • справка, подтверждающая культурную ценность ТС;
  • фото авто;
  • заявление на ввоз;
  • паспорт владельца.
Чтобы авто получило статус культурной ценности, оригинальными должны быть:
  • интерьер;
  • экстерьер;
  • кузов;
  • двигатель;
  • мосты.
Второй вариант ввоза стоит дороже. Но автомобиль становится полноправным участником дорожного движения:
  1. Ставится на учет.
  2. Получает номера.
  3. Проходит техосмотр.
  4. Страхуется.
В нужный пакет документов входят:
  • купчая;
  • официальное заключение об оригинальности;
  • акт с техническими характеристиками;
  • фото авто с разных ракурсов;
  • паспорт владельца.

Возраст автомобиля должен быть свыше 30 лет с года выпуска.

Проверка оригинальности раритетного авто

Это один из самых сложных этапов растаможки, так как экспертиза пока проводится не во всех городах России. Удобнее делать ее в Москве, где существуют сертифицированные специалисты.

Они имеют право выдавать паспорт классического автомобиля, выполняющего роль сертификата соответствия. Документ действителен в течение 5 лет. Потом экспертиза проводится повторно.

Важно! До введения нового ГОСТа эксперты проводили оценку по лично разработанным методикам. Сейчас существует единый стандарт, в согласии с которым и выстраивается работа с олдтаймером, как называют старинные машины специалисты.

Процедура предусматривает балльную систему. Специалист осматривает авто и начисляет штрафные баллы. Если их наберется менее сотни, то документ об оригинальности оформляется. В противном случае авто нельзя считать раритетным.

Перечень оснований для начисления баллов довольно внушителен. Нарушения разделены на 3 категории по году выпуска автомобиля:
  • до 1946 года;
  • 1946-1969;
  • после 1970.

Одно и то же нарушение, обнаруженное на автомобилях разных лет, даст различное количество баллов.

В списке только несколько нарушений с начисляемыми за них баллами:
  • непредусмотренная антенна – 20;
  • окраска в цвет, не имеющийся в палитре завода, — 75;
  • дополнительные боковые зеркала – 10.
Однозначно эксперты не пропустят в разряд классических автомобилей со следующими изменениями:
  • тонировка;
  • смена типа кузова;
  • установка прямоточного выхлопа.

Чем меньше штрафных баллов, тем дешевле владельцу обойдется растаможка.

Правила и сроки прохождения таможни

Самое главное – пригнать автомобиль на нужный пост. Среди них существует разделение:
  • одни занимаются оформлением автомобилей в качестве культурной ценности;
  • другие – как раритетных авто.

Если автомобиль пригнан не «по адресу», то обратно его просто так не выпустят. Для этого потребуется оформить реэкспорт. Он подразумевает возврат классического авто в страну вывоза. На решение документальных вопросов уйдут время и финансы.

Правила и сроки прохождения таможни

После нужно начинать растаможку автомобиля заново уже на правильном посту.

Для авто, претендующих на статус культурной ценности, алгоритм идентичен стандартному:
  1. Визит на таможенный пост.
  2. Предоставление документов.
  3. Проверка автомобиля.
  4. Оплата таможенной пошлины.
  5. Выпуск.
Работа с раритетными автомобилями усложняется необходимостью сделать экспертизу. На месте ее не производят, поэтому схема действий будет немного иная:
  1. Визит на пост.
  2. Предоставление полного пакета бумаг.
  3. Получение временного разрешения на выпуск.
  4. Прохождение экспертизы.
  5. Возврат на пост с заключением.
  6. Оплата пошлины.
  7. Выпуск.
Временное разрешение покинуть таможенную зону дается в среднем на 10 дней. За это время нужно успеть:
  1. Преодолеть дорогу.
  2. Пройти экспертизу.
  3. Вернуться.
Важно! Специалисты рекомендуют не затягивать с экспертизой. По дороге старинный автомобиль может показать себя не лучшим образом и сроки возвращения будут пропущены. Это нарушение облагается внушительным штрафом.

Стоимость

Этот момент многие владельцы раритетных авто упускают и в итоге бросают свою покупку на таможне из-за нехватки средств на все обязательные платежи. В дальнейшем судьбу такого автомобиля решает аукцион. В 90% случаев они выкупаются коллекционерами или различными учебными заведениями.

Подсчитывая расходы, нужно учитывать разницу в понятиях:
  • «таможенные сборы»;
  • «таможенные пошлины».

Сборы на таможне составляют всего несколько тысяч рублей и по силам каждому владельцу авто. А вот таможенные пошлины представляют собой довольно внушительные для бюджета покупателя раритетного автомобиля расходы.

Размер пошлины зависит от объема двигателя. И зачастую считается в евро. С учетом того, что раритетные автомобили отличаются объемистыми моторами, итоговая сумма составит несколько тысяч евро.

Для наглядного примера можно взять модель с трехлитровым мотором. Такой двигатель является одним из самых распространенных. Тариф для него рассчитывается следующим образом: 5 евро*сантиметр кубический. После подсчетов можно увидеть, что таможенная пошлина за автомобиль составит 15 000 евро.

К этим расходам нужно добавить и стоимость экспертизы. В среднем она обходится в 20 000 рублей.

В итоге конечная сумма за растаможку может составить свыше миллиона рублей, причем сама стоимость автомобиля в разы меньше – от 70 000 рублей.

Стандартный техосмотр для авто старше 30 лет

Для получения полиса ОСАГО владелец раритетного авто должен пройти техосмотр. Процедура проводится в стандартном режиме с поправкой на конструктивные особенности технического средства.

Важно! Сегодня техосмотром раритетных автомобилей занимаются специалисты из аккредитованных ранее станций. Они работают как с классическими, так и с обычными авто. В ближайшем будущем планируется передать осмотр автомобилей ретро сотрудникам ГИБДД. Для этого будет сформирован специальный отдел.
Перед посещением станции авто нужно подготовить, так как мастер изначально посмотрит на следующие моменты:
  • чистота;
  • на ходу ли автомобиль;
  • наличие аптечки и знака аварийной остановки;
  • огнетушитель.
На техосмотр можно предварительно записаться. Сама процедура проходит в несколько этапов:
  1. Визуальный осмотр.
  2. Замеры содержания выхлопных газов.
  3. Проверка состояния рабочих узлов.

Категорически не допускаются потеки жидкостей. Это нарушение становится причиной назначения повторной экспертизы.

Проверка рабочего состояния авто проводится с учетом конструктивных особенностей автомобиля. Если завод-изготовитель не предусмотрел установку штатных ремней безопасности, то их отсутствие не будет являться грубым нарушением. Под той же призмой проводится поверка работы фар. На многих раритетных авто нет разделения на дальний и ближний свет, что тоже не будет считаться недочетом.

Во всех перечисленных случаях при исправности автомобиля ему будет выдана диагностическая карта.

Регистрация старого авто

Регистрация старого авто: все тонкости и нюансы

Регистрация раритетного автомобиля может затянуться на долгое время. И причина тому – алгоритм процедуры. Во время регистрации сотрудник ГИБДД должен проверить ряд маркировочных надписей на узлах с агрегатами.

В этот список сначала входят номера:
  • VIN;
  • кузова;
  • шасси.
Реальные обозначения должны совпадать с указанными в документах на автомобиль. Но в случае с раритетными авто возникают серьезные трудности:
  • привычный и понятный современным инспекторам VIN-номер отсутствует;
  • маркировки нанесены в непривычных местах;
  • обозначения съедены ржавчиной.

В таких случаях постановку на учет предваряет назначение криминалистической экспертизы. Авто проходит многоступенчатую проверку, чтобы сотрудники ГИБДД были уверены в его чистом прошлом.

Важно! При покупке олдтаймера можно избежать перечисленных проблем, если выбирать дорогие модели. Обычно низка цена означает, что часть обозначений уже повреждена.

Несмотря на сложность и затратность процедуры растаможки, пройти ее нужно обязательно. Некоторые компании предлагают владельцам раритетных авто «серые» схемы прохождения границы. Но все они относятся к незаконным и влекут за собой серьезные неприятности.

Похожие материалы

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Adblock
detector