Платные дороги — зачем они нужны
Эксплуатация коммерческих автодорог — мировая практика. Чем выше в стране уровень жизни, тем больше подлежащего оплате асфальта. Он включает:
-
трассы между городами;
-
объездные магистрали;
-
скоростные участки;
-
отдельные дорожные объекты (мосты, путепроводы, тоннели).
Инфраструктуру строят и обслуживают частные компании. Возможен вариант концессии, когда на строительство объекта привлечены средства бюджета и коммерческого подрядчика.
Платно — значит быстро
Платные участки обходят населенные пункты, что гарантирует быстроту перемещения из пункта А в пункт Б. По отзывам автовладельцев, путешествие из Петербурга в Москву по дороге М11 «Нева» занимает 6—7 часов, а поездка по бесплатной трассе М10 — 8—10 часов, и то, если нет пробок.
В России с 1998 года законодательно установлено, что эксплуатация коммерческой трассы допустима при наличии бесплатной дороги-дублера. Исключение сделано для труднодоступных районов Крайнего Севера. Стоимость проезда тяжелой фуры через реку Пур на Ямалесоставляет 100 тысяч рублей.Раньше было ещё дороже, но взбунтовались дальнобойщики.
Стоимость проезда
На «большой земле» выдерживается принцип альтернативности, а тарифы гораздо демократичнее, нежели на Севере. Так, поездка по упомянутой трассе М11 «Нева» обойдется владельцу легкового автомобиля в 2000—2500 рублей. Водителю большегруза придется выложить 5000—6000 рублей.
Окончательная стоимость зависит от:
-
габаритов ТС (высота до 2 м, 2—2.6 м, более 2.6 м);
-
количества осей;
-
времени суток (день или ночь);
-
дня недели (с понедельника по четверг, с пятницы по воскресенье либо в праздник и предпраздничный день);
-
наличия транспондера, персональных льгот и скидок на частые поездки2.
Помимо трассы М11 длиной 610 км (в районе Твери пока остается 60-километровый «бесплатный разрыв»), в центральной России функционируют следующие коммерческие автомагистрали:
-
М1 «Беларусь» — участок от 33 до 66 км по Минскому шоссе.
-
М3 «Украина» — участок от 124 до 194 км по Киевскому шоссе в Калужской области.
-
М4 «Дон» — 15 скоростных отрезков на всем протяжении трассы.
-
ЦКАД в Московской области.
-
Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге.
Кроме того, локальные платные дорожные объекты эксплуатируются в Рязанской и Псковской областях, Удмуртии и других регионах.
У водителя, впервые в жизни выезжающего на коммерческую трассу, вопрос, как оплатить проезд на платной дороге, порождает естественное волнение.
Ничего сложного тут нет. Дорожная инфраструктура и сотрудники операторов помогают водителям разобраться с оплатой. Конечно, первую поездку лучше совершить днём, когда видны таблички и указатели и сложнее запутаться. В дальнейшем вы наберетесь опыта и проблемы оплаты автопроезда уйдут в прошлое.
Все дороги делятся на закрытые и открытые.
В первом случае водитель платит за пройденные километры. На въезде на коммерческий участок он получает талон, а при выезде, доехав до конца отрезка или промежуточного съезда (пункта взимания платы), предъявляет талон живому или электронному контролеру и рассчитывается за проезд наличными, картой или через сервис бесконтактной оплаты.
При открытой модели километраж не считается, автовладелец платит за сам факт пользования трассой. Цена фиксированная, зависит от категории ТС и других факторов (см. выше).
На трассах большой протяженности, таких как М11, брать одинаково с тех, кто едет из Москвы до Питера и из Москвы до Твери, было бы несправедливо. Поэтому трасса разбита на промежуточные участки. Вы можете оплатить поездку до нужного вам населенного пункта.
Оплата коммерческого участка по билету или многоразовому абонементу предполагает неизбежные остановки в пунктах пропуска. Нередко там скапливаются очереди из машин. Это сводит на нет основное преимущество коммерческой трассы — скорость. Все более популярна безбарьерная оплата проезда. Технология free flow (свободный поток) позволяет вообще ни разу не остановиться на трассе. Но в машине обязательно должно находиться чиповое устройство — транспондер.
Он представляет собой пластиковую коробочку размером со спичечный коробок с электронной начинкой. Устройство обычно крепят на лобовое стекло в районе салонного зеркала заднего вида. При подъезде к пункту оплаты радиосигнал транспондера считывается сканером турникета. Если на счету абонента достаточно денег, они автоматически списываются в пользу оператора. Шлагбаум приветливо поднимается.
На платных магистралях по одной полосе едут автомобили с транспондерами, по другой — те, кто расплачивается вручную. Зеленый коридор обозначен соответствующей световой индикацией. Но в случае непредвиденной ситуации (кто-то застрял на безбарьерной полосе из-за недостатка денег на счете) миновать «блокпост» можно и по соседней полосе, протянув в окошко транспондер оператору — у него есть свое считывающее устройство.
Транспондер можно купить через интернет на сайтах операторов платных дорог, в офисах продаж и непосредственно на трассе. Стоит устройство от 1000 до 3000 рублей. Если вы ездите по «платкам» редко, девайс можно взять в аренду — от 5 рублей в день. В случае потери или поломки оборудования придется внести его полную стоимость, иначе ТС и вы лично попадете в черный список.
«Личный кабинет»
После покупки и аренды транспондера водитель должен зарегистрироваться на сайте оператора платной дороги и указать там свои персональные данные и номер привязанного автомобиля. В ближайшем будущем вполне вероятна организация системы оплаты по регистрационным знакам, как это практикуется в Скандинавии и многих других странах.
По умолчанию транспондер привязан к конкретному оператору платных дорог, однако между игроками достигнуто соглашение об интероперабельности. Подключив в «Личном кабинете» соответствующую опцию, вы сможете безбарьерно путешествовать по всем платным трассам Европейской России.
Транспондер не только позволяет избежать остановок на каждом пункте оплаты. Он дает хозяину разнообразные скидки и льготы, особенно при постоянном пользовании платными трассами. Зарегистрированные пользователи могут сэкономить до 50 %.
Системы оплаты
Большинство операторов практикуют оплату по факту: проехал контрольный пункт — со счета списались деньги. При поездке по талону платеж обычно принимается в конечной точке маршрута.
Компания «Автодор» предоставляет абонентам отсрочку на пять календарных дней. Это касается только тех водителей, которые завели на сайте оператора «Личный кабинет».
Зайцы на дорогах
Хитрецы, которые пытаются увильнуть от оплаты проезда, встречаются не так уж редко. Если вы забыли или не захотели провести постоплату, ваш профиль заблокируют и транспортное средство просто не пустят на дорогу. Если вы будете упорствовать, оператор подаст иск в суд.
Попытка проскочить по безбарьерной полосе «на хвосте» впереди идущего ТС чревата составлением протокола и штрафом в 1500 рублей с легкового авто и в 5000 рублей с грузовика или автобуса. Соответствующая поправка в КоАП действует с января 2021 года.
Если же вы снесете или повредите шлагбаум и вдобавок покинете место происшествия, то в соответствии счастью 2 статьи 12.27 КоАПвас ждет лишение прав и административный арест.
Чрезвычайные ситуации
Какой бы чистой, освещенной и ровной ни была платная скоростная дорога, участники движения не застрахованы от дорожных коллизий и мелких неприятностей. У вас может закончиться топливо или деньги на балансе в «Личном кабинете». На платных участках уровень комфорта и безопасности выше, чем на бесплатных трассах.
Способов спасения - множество. На большинстве участков работают сотовая связь и видеонаблюдение. Круглосуточно дежурит штат аварийных инспекторов, которые вызовут в случае ДТП экстренные службы и поделятся бензином, чтобы вы могли доехать до ближайшей заправки. На трассе и на сайте оператора всегда можно найти бесплатный номер, по которому можно позвать на помощь.